Источник:kommersant.ru
Вслед за производителями других базовых товаров птицефабрики стали уведомлять ритейлеров о повышении отпускных цен на яйца, которые в рознице уже подорожали на 25%. Выпуск яиц внутри страны на треть зависит от импорта, поэтому участники рынка из-за взлета курса валют ожидают в ближайший месяц рост цен еще до 40%. До нового кризиса яйца дорожали за месяц до Пасхи, но в этом году ситуация изменилась.
Производители яиц на заседании совета директоров Росптицесоюза (объединяет крупные компании отрасли) 14 марта решили повысить цены на столовое яйцо для торговых сетей. Об этом “Ъ” сообщили несколько участников встречи.
Некоторые ритейлеры, например X5 Group (сети «Пятерочка» и «Перекресток»), уже начали получать от производителей уведомления о повышении цен на яйца. В компании говорят, что каждое обращение будет рассматриваться с точки зрения обоснованности повышения цен. В «Ленте» заявили, что не получали таких уведомлений.
Традиционно цены на яйца увеличиваются в течение трех-четырех недель перед Пасхой, которая в этом году отмечается 24 апреля, говорит источник “Ъ” из числа ритейлеров. Но в этом году, по его словам, повышение началось за полтора месяца и сейчас цены уже выросли на 15—25% в зависимости от категории. Он предполагает, что отпускные цены в ближайшее время могут повыситься на величину до 30—40%.
Рост себестоимости не обязательно будет полностью транслироваться на полки магазинов, так как это вызовет сопротивление сетей, где цены на полках находятся в поле зрения властей, предполагает президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев.
В то же время, по словам эксперта, до текущего кризиса пиковый спрос на яйца на Пасху был единственной возможностью для птицефабрик накопить средства для минимизации издержек во время падения спроса, происходящего традиционно летом. Сейчас поддержать рентабельность может рост цен за счет резкого снижения производства, но это негативный вариант для потребителей, добавляет господин Давлеев. Он уточняет, что в январе—феврале этого года в РФ произведено 5,2 млн штук яиц, рост год к году составил 2,1%.
Наблюдаемый в последние недели резкий рост цен на многие базовые товары оказывает серьезное давление на платежеспособный спрос. На этом фоне производителям яиц из-за существенного повышения цен на свою продукцию грозит заметное сокращение спроса. Об этом говорилось и на заседании совета директоров Росптицесоюза, рассказали его участники. По словам одного из них, в качестве «антикризисного продукта» ряд птицефабрик решили поставлять яйца на бугорчатой подкладке по 30 штук.
Фасовка может удешевить продукцию, но потребуются дополнительные затраты на замену упаковочного оборудования, говорит Альберт Давлеев. «Но такой формат,— полагает он,— может привести к потере производителями части клиентов из числа крупных ритейлеров, которые, напротив, заинтересованы в поставках продуктов в меньшей упаковке».